Основные компоненты ГБО

Используемые в автомобилях компоненты ГБО удобно рассматривать по местам их расположения в авто.

В багажном отделении находятся:

  • Автомобильный газовый баллон – обычная емкость для сжиженного нефтяного газа. Газовые баллоны бывают двух основных типов: тороидальные (устанавливаются в нишу под “запаску”) и баллоны цилиндрической формы. Газовые баллоны наполняют газом не более, чем на 80% от их полной емкости (это обязательное требование правил техники безопасности при эксплуатации газового оборудования).
  • Выносное заправочное устройство (ВЗУ) – предназначено для подключения заправочного шланга при заправке газового баллона.
  • Вентиляционная коробка – элемент системы безопасности ГБО. Вентиляционная коробка крепится на горловину цилиндрического баллона. Внутри коробки также размещается наружная часть мультиклапана. Ее задача – вывести газ из багажника автомобиля наружу при утечке газа из баллона.
  • Мультиклапан – относится к арматуре газового баллона. Мультиклапан монтируется в горловину баллона и состоит из расходного и заправочного клапанов, заборной трубы и указателя уровня газа. Скоростной газовый клапан перекрывает утечку газа в случае аварийного повреждения газовой магистрали. На нем может монтироваться и датчик, определяющий уровень газа в баллоне.
  • Газовая магистраль – обычный газовый трубопровод, по которому газ поступает к редуктору.

Компоненты ГБО, находящиеся в салоне:

  • Переключатель вида топлива с газа на бензин и наоборот – размещается в салоне авто. Иногда устанвливаются переключатели, показывающие уровень газа в баллоне (светодиоды).

Компоненты ГБО, находящиеся в моторном отделении:

Для систем типа “газовый инжектор”.

  • Газовый клапан, фильтр тонкой очистки и редуктор.
  • Электронный блок управления – определяет оптимальное время открытия-закрытия газовых форсунок (по информации с датчиков и штатного блока управления) и полностью контролирует процесс работы двигателя на газу.
  • Инжекторная планка с форсунками – предназначена для подачи газового топлива в коллектор.
  • MАР-сенсор – датчик абсолютного давления, измеряет вакуум во впускном коллекторе и передает эту информацию в виде частотного сигнала электронному блоку управления для определения нагрузки двигателя при любом положении дроссельной заслонки.

Для систем типа “газовый карбюратор” и “лямбда-контроль”.

  • Бензиновый клапан – отключает подачу бензина, когда двигатель автомобиля работает на газовом топливе.
  • Газовый клапан – перекрывает газовую магистраль во время работы двигателя на бензине или во время стоянки. Имеет фильтр для очистки топливной смеси от загрязнений.
  • Редуктор – испаряет газ и снижает его давление до величины, приближенной к атмосферному давлению. Редуктор врезается в контур системы охлаждения для подогрева, чтобы можно было скомпенсировать резкое охлаждение при испарении газа.
  • Фильтр тонкой очистки – очищает газ от мелких примесей и взвесей (первичная очистка выполняется газовым клапаном).
  • Смеситель – применяется для создания газо-воздушной смеси.
  • Электронный блок управления (применяется только для систем “лямбда-контроля”) – на основании показателей лямбда-зонда определяет оптимальное положение дозатора газа.